Метлина Галина Анатольевна, педагог дошкольного образования

Методические материалы

В ноябре принимала участие и стала победителем, заняла почетное 3 место в конкурсе  "Районные педагогические чтения

«Качество и доступность современного образования» 

Секция «Развитие творческого самовыражения дошкольников в процессе физического развития»

Доклад: «Развитие творческого самовыражения дошкольников в процессе физического развития»

«Развитие творческого самовыражения дошкольников в процессе физического развития»

Доклад подготовлен: Метлина Галина Анатольевна, воспитатель

Место работы: МАДОУ детский сад «Буратино» п. Пруды 

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста считается весьма актуальным аспектом, как для педагогов, так и для психологов. Проблемой влияния двигательной активности, физической культуры на умственное развитие человека впервые были подняты физиологами, учёными. И.П.Павлов, А.С.Батуев, П.К.Анохин, Е.А. Асратян, И.М. Сеченов, П.С.Купало, В.М. Бехтерев внесли огромный вклад в изучение и разработки исследований проблемы влияния движений на мозг человека. Учеными было доказано, что физическое развитие способствует ускоренному развитию интеллектуальных и психомоторных способностей. Может ли человек быть творческой личностью без интеллекта? Нет! Поэтому, можно сделать вывод, чтобы воспитать творческую личность непременно физическое развитие должно стоять на первом месте.

Нашему развитому обществу всегда были нужны люди, способные мыслить неординарно и творчески решать трудные задачи находить выход из любой сложной ситуации в постоянно изменяющемся, богатым инновациями, сложном мире. Не кому не секрет, что творческое начало - это шаг вперед, шаг к созиданию, к совершенству, шаг к прекрасному.

С творческим началом зарождается в ребенке живое воображение, фантазия. Творчество само по себе основано на том, что оно опирается на подсознании сделать то, что до тебя никто, никогда не делал, сделать лучше, чем было. Не что иное, как спорт показывает нам, что если развиваться физически, то можно достигнуть очень высоких результатов. Например, стать чемпионом, выиграть Олимпиаду, быть известным на весь мир. А для этого нужны здоровые обществу люди. Наверное, все согласятся со мной, что здоровье нужно беречь, сохранять и преумножать с пелёнок. Очень долго учеными рассматривался вопрос, почему  происходит ухудшение обстановки касающейся здоровья детей и все  проблемы якобы уходят корнями в неблагополучие экологии и социально-экономические факторы. В данное время в дошкольных учреждениях достаточно средств и  различных методик для интеллектуального развития, но в, то, же время не всегда учитывается физическое и эмоциональное состояние детей, что приводит к нагрузкам, нарушая гармоничное развитие, а от сюда и последствия ухудшение здоровья. В здоровом человеке должно быть все гармонично.

Мною давно было замечено, как дети, которые приходят в детский сад неохотно двигаются, приходят вялые, не выспавшиеся, не держат прямо спинку, не желают заниматься утренней гимнастикой, но в, то, же время, когда включается веселая музыка, небольшая группа детей начинают проявлять себя активнее, а впоследствии к ним присоединяются и остальные. Одни начинает приседать, и все подхватывают его движение, кто-то ручки поднимает с «фонариками», и все повторяют. При этом происходит самореализация детского творчества, дети сами регулируют быстроту и исполнение различных движений. Но для того, чтобы ребенок самореализовался в творческом процессе, должна быть взаимосвязь с воспитателем и ненавязчивая игровая обстановка. Например, воспитатель надевает маску зайчика или мишки и вместе с детьми исполняет определённые движения под музыку соответствующую героям. Он показывает, какие движения ещё можно повторять за мишкой или зайчиком «Мишка косолапый манит деток лапой» (машут ручками) или «Вот так и вот так, пляшет заинька Гопак» (выставляют поочерёдно ножки, приседают). В течение дня детям предоставляется возможность самостоятельно уже без показа воспитателя играть в эти игры и можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок уникален, свои движения, свой взмах рукой, своё выражение лица – это и есть самовыражение, своё творчество. Согласитесь, что при этом дети все двигаются, запущен процесс физического развития.

Существуют три шага в условиях успешного развития творческих способностей детей: к первому основному шагу относится раннее физическое развитие ребёнка; ко второму шагу можно отнести создание среды, создающей предпосылки к развитию детей; и наконец, к третьему шагу мы можем отнести характер творческого процесса, где требуется максимальное напряжение воли и сил.

 Поэтому можно сделать вывод что, начинать творческое развитие нужно с раннего физического развития детей. В раннем возрасте  физическое развитие происходит в игровой форме, поэтому игра в физическом развитии детей раннего возраста имеет первостепенное значение. Во время игры идет развитие детской инициативы и творческого самовыражения. Наверное, каждому взрослому встречалась такая ситуация, когда дети «не пускают в свою игру», они хотят быть главными, проявить, реализовать свой творческий талант на подсознательном уровне. Вот поэтому так важно не вспугнуть, а наоборот помочь детям в самореализации, в самовыражении.

Развитие детской инициативы, творческое самовыражение осуществляется в различных практиках это и игровая, социально-коммуникативная, познавательная, музыкальная, трудовая, экспериментальная, двигательная, а также в видах образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности. Все виды деятельности требуют хорошего физического здоровья, поэтому очень важно с детьми заниматься физическим развитием начиная с пеленок, с раннего детства, которое включает приобретение опыта в выполнении упражнений, направленных на развитие координации и гибкости, способствующих правильной осанке. И уже к начальной школе ребенок почувствует в себе силы и уверенность для занятий в различных видах спорта, кружках, секциях и т. д. У родителей не будет проблем с подрастающим поколением, ребёнок меньше будет сидеть в телефоне, ему легко будет обучаться в школе. Очень часто можно слышать вопрос от родителей: «Как же приобщить ребёнка к двигательной активности, к его физическому развитию, если ребенок не хочет двигаться, а желает лежать на диване и смотреть мультики?». Этот вопрос задавала и я себе, так как, за моими детьми и внуками, так же наблюдались такие действия. Пришлось перечитать много литературы, чтобы найти ответ на этот вопрос.

Случайно наткнулась на труды ученого В.Т.Кудрявцева, который с убеждением пишет, что: «Благодаря включению средств развития творческого воображения в структуру оздоровительной работы её эффективность возрастает в несколько раз по сравнению с традиционной практикой». Выходит, что через психическое развитие, проложен мостик к творческому развитию и физическому. Физическое развитие в свою очередь приводит к здоровью детей, чего мы все и желаем.

Нашему мозгу свойственно запоминать движения. Так с раннего детства с детьми начинают играть в ладушки, молоточки, а чтобы ребенку запомнить движения используются коммуникативные игры, все движения повторяются за словами и ребенок может импровизировать, вот здесь работает уже арт-терапия, так как невозможно точь в точь повторить движения. Получается, что во время физического развития развиваются творческое самовыражение ребенка. Реализация творчества детей проявляется  на физминутках, в играх - забавах, в утренней зарядке с использованием, какого нибудь сюжета, в подвижных играх. Детям свойственно придумывать, они большие фантазеры, используют стульчики вместо мостика, чтобы пройти, через речку, коврик вместо моря «Черепаха ползет к морю», обыкновенную палочку вместо коня. Не все взрослые понимают фантазию детей и для чего она нужна. Многие родители пресекают игры, проявляют недовольство, когда дети играют в прятки, устраивают домики из покрывал и стульев, или используют стол, а ведь это своего рода фантазия, развитие творческих способностей, искать и находить решение в создавшейся ситуации. Вместе с тем во время таких игр происходит физическое развитие, дети не сидят на месте, они двигаются, взаимодействуют друг с другом, ищут разрешения проблем. С детьми  раннего возраста для физического развития можно использовать различные спортивные развлечения: «День здоровья малышей», «Маленькие олимпийцы», «Юные путешественники». Подвижные игры: «Самолеты», «Бобик и птички», «Рыбки в аквариуме», «Маленький – большой», «Лягушата», «Мой веселый, звонкий мяч».  Отобразительные игры, и игры способствующие сохранению равновесия: «Шла коза по мостику», «Осенние листочки», «Вышла курочка гулять». Коммуникативные, музыкальные игры: «Сидит зайка», «Розовые щёчки», «Красные рябинки», «Мы на луг ходили»; «Солнышко и дождик».

Любое физическое развитие происходит через движение, что укрепляет здоровье человека. По убеждению американского психолога А. Маслоу - «Здоровый человек – это, прежде всего, человек счастливый, живущий в гармонии с самим собою, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но первым, ни на кого не нападающий». Наверное, все согласятся, что жить в гармонии с самим собой это и есть счастье. Так же А. Маслоу утверждал, что самоактуализирующейся личности присущи качества: стойкость, чувствительность к прекрасному, склонность к творчеству. Для того чтобы воспитать все эти качества, нужно усвоить для себя позицию по отношению к ребенку, быть только «на уровне». Это позиция позволяет быть воспитателю не навязчивым передатчиком своего опыта, что говорит о высоком развитии профессионализма педагога, умение владеть коллективом детей, организуя деятельность, при этом соблюдать последовательность и требования в любой ситуации. В таких условиях царит атмосфера сотрудничества, и дети находятся в постоянном творческом поиске. Дети в такой обстановке не боятся задавать вопросы, обращаться за советом, зная, что их любят и принимают такими какие они есть.

Таким образом, можно сделать вывод. Для того, что бы происходило творческое самовыражение дошкольников, нужно запустить процесс первого этапа раннего физического развития,  которое способствует решению задач вырастить не только крепкое поколение, а так же воспитать качества и умения, владеть собой, своим телом, эмоциями, вырабатывать характер, творчески использовать знания и навыки, проявляя активность, самостоятельность и находчивость.


19 апреля 2021 в 14:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.